Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории сельского поселения Новая Балкария Терского муниципального района КБР на 01.01.2025г.
Органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, и согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляют деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В целом экологическая ситуация на территории сельского поселения Новая Балкария благоприятная. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее ТКО).
Решена проблема сбора и утилизации бытовых отходов. На территории сельского поселения сбор ТКО мешочный. Пока контейнеров и контейнерных площадок нет. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор.
Утвержден реестр контейнерных площадок на территории сельского поселения Новая Балкария Автодорожная сеть на территории поселения представлена, участками регионального значения, межмуниципального значения и сетью автодорог общего пользования местного значения.
Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомагистралей.
Действующих объектов специального назначения – скотомогильников и биозахоронений, а также полигонов твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения не имеется.
На территории сельского поселении имеется 1 водонапорная башня, снабжающая население чистой питьевой водой. Некоторая часть населения используют скважины, колодцы для полива собственных приусадебных участков. Запасов подземных вод достаточно для обеспечения чистой водой жителей населения.
Для решения проблем по благоустройству населенного пункта поселения решением Совета депутатов сельского поселения Новая Балкария от 16.02.2023 г. №17/4 утверждены правила благоустройства территории сельского поселения Новая Балкария, а также принято Постановление от 20.03.2023г. №2 «Об утверждении Положения об осуществлении экологического просвещения, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории с.п. Новая Балкария».
Вышеуказанный нормативный правовой акт размещен на сайте сельского поселения «Новая Балкария в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Администрацией сельского поселения проводятся месячники по уборке территорий поселения весной и осенью. Проводится разъяснительная работа с населением по вопросу обращения с ТКО: о запрете сжигания, нелегального размещения мусора, о негативных экологических последствиях.
Уважаемые жители сельского поселения Новая Балкария!
Давайте защитим природу. Чтобы жить долго. Чтобы быть сильными и здоровыми. Любите животных, защищайте их, посадите деревья и цветы, кормите птиц, не загрязняйте окружающую среду!
Об обращении с отходами производства и потребления
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории Кабардино-Балкарской Республики введена новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой обращение с ТКО осуществляется по договорам с региональным оператором.
На основании конкурсного отбора и в соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики от 28.04.2018 года статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен Обществу с ограниченной ответственностью «Экологистика».
Переход на новую систему тарифообразования в сфере обращения с ТКО Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016) определил новую систему регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ и статье 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений, городских округов.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641”).
Таким образом, обязанность по организации мест накопления мусора (контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов) возложена на органы местного самоуправления района.
Места накопления мусора должны быть организованы в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88).
Информация по вопросам обращения с отходами производства и потребления
Уважаемые жители!
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что «Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд».
Таким образом, ТКО – это повседневный бытовой мусор, который необходимо складировать в специализированные контейнеры, установленные на площадках накопления отходов, либо используемые для индивидуального накопления.
Правила обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, согласно данных правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах или на контейнерных площадках.
Помимо ТКО на площадках накопления отходов возможно складирование крупногабаритных отходов (КГО), которые должны складироваться в отдельные бункеры, либо на площадке, исключая смешивание с иными ТКО.
Установлено, что «КГО — это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах».
И ТКО, и КГО подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. При этом стоит напомнить, что строительные отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (арматура, бетон, кирпичи и т.п.) в тариф не включены и не входят в зону ответственности регионального оператора. Для вывоза строительных отходов собственник обязан заключать отдельный договор с региональным оператором.
Также вывозу региональным оператором подлежит и зола, образуемая в индивидуальных жилых домах, оборудованных печным отоплением, высыпать ее возле индивидуальных жилых домов, на проезжую часть дороги, тротуары запрещено. При этом согласно п.81 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479, установлено, что зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть залиты водой и удалены в специально отведенное для них место. Запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку золы, повредить мусоровозы или нарушить режим работы объектов размещения отходов.
Порядок организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей
Чем опасна ртуть и ртутьсодержащие лампы?
Ртуть и ртутьсодержащие источники света активно используются в быту населением и на предприятиях. В сравнении с лампами накаливания их коэффициент полезного действия значительно выше, а спектр излучения – естественнее. Применение ртутных ламп требует их надлежащего хранения, подключения и утилизации. Неосторожное обращение с такими изделиями может составлять серьёзную угрозу для окружающей среды в целом, здоровья человека и животных в частности.
Ртутные лампы содержат 3-5 мг ртути каждая, поэтому отнесены к отходам 1 класса опасности, наиболее высокой категории опасности. Внутри изделия токсичное вещество находится в виде паров, поэтому способно моментально проникать в человеческий организм. В случае повреждения одна ртутная лампа загрязняет 6 мᶾ воздуха. При этом 80% испарений задерживается в организме человека.
Особую опасность могут нести загрязненные ртутью почва, водные объекты, которые в течение десятков лет могут быть источником выделения паров ртути.
Сильнее всего к ртутным отравлениям чувствительны женщины и дети. К числу органов, на которые ртуть негативно воздействует, относятся центральная нервная система, почки и печень, лёгкие, сердечно-сосудистый аппарат, мышцы. Отравление ртутью становится причиной врождённых уродств плода.
Что включает в себя понятие «отработанные ртутьсодержащие лампы»?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее – Правила).
Согласно этим Правилам «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, отходы электрического оборудования, содержащего ртуть - Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, - имеют 1 класс опасности и относятся к чрезвычайно опасным отходам.
Каким образом производится накопление отработанных ртутьсодержащих ламп?
Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.
Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Формирование экологической культуры в сфере обращения с ТКО
Обращение с твердыми коммунальными отходами
При складировании отходов исходите из того, что можно, а что нельзя выносить на площадку накопления отходов:
1. Что МОЖНО выбрасывать в контейнеры для ТКО:
Отходы, которые образуются в жилых помещениях и у юридических лиц в процессе потребления физическими лицами, например: бумажные, пластиковые, стеклянные, металлические и другие материалы; пищевые отходы, которые образуются при приготовлении пищи; старую одежду и обувь.
Крупногабаритные отходы (КГО) – мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др., размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
КГО вывозят спецтранспортом по отдельному графику, а размещать их нужно в специальном контейнере или на площадке для КГО, либо просто рядом с контейнерной площадкой.
2. Что НЕЛЬЗЯ выбрасывать в контейнеры для ТКО:
Строительный мусор — битый кирпич, отходы бетона, отходы от сноса стен, разборки крыш, опор и оснований, железобетона.
Спилы деревьев, ветки и листву.
Отходы I — III классов опасности (автопокрышки, ртутные термометры, аккумуляторы, масла, щелочи, кислоты, гальванические элементы, остатки рафинирования нефтесодержащих отходов, свинцовые опилки, кислые смолы, дизтопливо, навоз, помет и другие органические вещества, образующиеся в результате содержания сельскохозяйственных животных).
Зола, образуемая физическими лицами в результате эксплуатации печек и котельного оборудования.
За нарушение правил обращения с отходами, создание несанкционированных свалок, в том числе в местах накопления отходов гражданам грозит штраф до 5 тыс рублей, юридическим лицам до 400 тыс. руб.
Соблюдайте правила обращения с отходами и территория нашего района будет чище!
В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В Законе закрепляются следующие правовые положения:
· основы управления в области охраны окружающей среды;
· права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
· экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
· нормирование в области охраны окружающей среды;
· оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
· требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
· зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
· государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
· контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
· научные исследования в области охраны окружающей среды;
· основы формирования экологической культуры;
· международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды...»
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.
Немаловажную роль играют нормативные правила - санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести».
Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию - Земельным кодексом РФ, по недрам - Законом РФ «О недрах», водопользованию - Водным кодексом РФ, по использованию животного мира - Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде - Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.
Указом Президента РФ от 19.04.2017 №176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года. Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:
- принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;
- формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;
- лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
- нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;
- внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;
- создание системы экологического аудита;
- стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;
- создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
- обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
В природоохранное законодательство входят:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
Земельный кодекс РФ (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.),
Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»,
Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.),
Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.),
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.
Информация об экологических сайтах
Ecocom - все об экологии
FacePla.net - экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии
Saveplanet.su - «Сохраним планету»
Всемирный фонд дикой природы (WWF)
Гринпис России
http://www.greenpeace.org/russia/ru/
Министерство природных ресурсов России
Уважаемые жители! Берегите природу и ее экологическое состояние !
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в сфере охраны окружающей среды
Об охране окружающей среды Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
Об охране атмосферного воздуха Федеральный закон от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ
Земельный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ
Водный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ
Об отходах производства и потребления Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ
Об экологической экспертизе Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ
Об особо охраняемых природных территориях Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ
Лесной кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ
Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов